Виды колоколов

Вечевые колокола

Вечевые колокола

В средние века на Руси существовали особые «вечевые» колокола, которые созывали людей к вече. Вече – это форма самоуправления в Древней Руси 10-16 веков, собрание городской или племенной общины для решения вопросов, в том числе войны и мира. В умах людей, вечевой колокол являлся символом народной воли и законности, поэтому потеря вечевого колокола приравнивалась к потере независимости.

Один из самых известных вечевых колоколов – Новгородский.

В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы вечевой колокол сняли с колокольни и вывезли в Москву.

Существует легенда, что именно этот вечевой колокол породил валдайские колокольчики. «Добравшись до пределов Новгородской земли, колокол выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру».

Однако летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню.

Как же сложилась дальнейшая судьба колокола? Единого ответа нет. Исследователи приводят разные версии.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора.

Исследователь А.А. Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот. В 1583 году колокол перелили и сделали московским набатным. В 1681 году, испугав неожиданным полуночным звоном царя Федора Алексеевича, был сослан в Николаевский Корельский монастырь.

Исследователь М. И. Полянский утверждал, что этот колокол два столетия служил набатным в Московском кремле у Спасских ворот. В 1713 году во время пожара он разбился.

На фото 1 – гравюра «Звонят колокола вечевые» Шмаринова А.Д. из коллекции «Ростовского кремля».


Галерея